Консультации
Особенности индивидуального консультирования
Основные отличия индивидуальной работы с подростками от работы с детьми более младшего возраста связаны с установлением терапевтических отношений и целей работы с ребенком. Они будут рассмотрены последовательно.
Можно сказать, что установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с младшими детьми, особенно если подросток не сам пришел к психологу, а его направил взрослый. Подросток изначально может не доверять психологу. Кроме того, у самого подростка чаще всего нет запроса на психологическую работу. Он выработал те или иные защитные модели поведения, которые его самого устраивают, а не удовлетворяют только взрослых.
Взрослые хотят его изменить, у самого подростка потребность в изменении отсутствует. А если учесть, что нередко для изменений необходимо столкнуться с глубокими, не всегда приятными чувствами, то подросток чаще всего прямо или косвенно отказывается от работы с психологом. Поэтому важнейшим этапом работы, занимающим иногда несколько месяцев, является установление терапевтических отношений или получение согласия подростка на работу. Подробно будет рассмотрен этот этап в случае, если подростка к психологу отправил взрослый.
Кто и в какой форме сообщает подростку о необходимости занятий с психологом? Как представляется, это делает взрослый, от которого исходит запрос. Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к психологу, не добиваясь согласия с ней подростка, потому что, очевидно, он с ней не согласен. В некоторых случаях стоит сообщить подростку "легенду", т.е. не гнаться за правдой в полной объеме, потому что психологу необходимо занять по возможности отстраненную позицию от родителей - не уговаривать подростка, а вместе с ним "подчиниться" просьбе взрослых, давая понять, что подросток направляется на занятия совсем не по желанию психолога. В случае категорического отказа подростка, можно попробовать договориться с ним о двух-трех встречах, например, сказать ему так: "Я смогу с тобой познакомиться, а ты узнаешь, что такое занятия с психологом, и решишь, нужны они тебе или нет".
Как определить продолжительность встречи? Сначала стоит принять условия подростка и, если он настаивает на 15 или 20 мин занятий, можно с ним согласиться. Часто, начиная общаться с психологом, подросток забывает поставленные им ранее условия и находится в кабинете намного дольше. Но важно, принудив его к занятиям с психологом, дать ему возможность контролировать хотя бы временные рамки встречи. Это дает ему ощущение свободы, облегчает контакт.
Также нужно не забыть очень подробно обсудить принцип конфиденциальности взаимоотношений с подростком. Он должен понять, что психолог не рассказывает маме о содержании занятий не потому, что добрый и хороший, а из-за того, что это может мешать работе. При этом психологу стоит приготовиться к тому, что сам подросток вполне может какие-то впечатления или темы встреч излагать родителям.
Как проводить первые встречи? Это совершенно не важно. Большее значение имеет то, какие отношения между психологом и подростком будут складываться. Поэтому можно предлагать подростку формы работы, по постараться заниматься с ним тем, чем он захочет. Если подросток предпочитает играть, то стоит это делать. Если ему интересно говорить о машинах или компьютерах, психолог должен быть готов поддержать любой разговор. Но ни в коем случае нельзя переводить его на рассказ о самом себе до тех пор, пока он сам этого не захочет. Можно сказать, что на первых встречах подростку предоставляется возможность удовлетворения каких-либо своих потребностей, а на фоне этого - возможность свободного проявления чувств, желаний.
Однако и в этом случае в процессе первых встреч возможны косвенные отказы от работы. Подростки приходят на встречу вдвоем или отказываются от них под предлогом нехватки времени. Иногда можно наблюдать демонстративное отталкивание подростком психолога, своеобразное провокационное поведение, которое на самом деле является предложением к взрослому "завоевать" подростка, проверкой того, а действительно ли взрослый принимает его любого. Такая ситуация трудна для психолога, требует наличия у него устойчивой позитивной Я-концепции, чтобы он не воспринял болезненно "уколы" подростка.
Это следует учитывать тем более, что подростки могут иногда придумывать ложные обвинения в отношении психолога, к примеру о нарушении конфиденциальности. Здесь очень важно продолжать проявлять свое позитивное восприятие, не соглашаясь с выдвинутыми предположениями, а в процессе встречи осознавать то, что происходит с самим собой, замечать в себе признаки раздражения и гнева в отношении подростка.